Фрагменты экранизаций на уроках литературы

На данной странице я хочу вас познакомить с тем, как я использую на уроках литературы фрагменты экранизаций и отрывки документальных фильмов.


В моём кабинете собрана большая видеотека по всем программным произведениям. Просмотр предваряется заданиями. Наиболее простые задания типа: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним. Можно предварять просмотр эпизода каким-то вопросами по содержанию, а после просмотра вести беседу по данным вопросам. Так, например, по повести Булгакова «Собачье сердце» можно предложить такие вопросы:

  • Каково первое слово Шарикова и почему именно это?
  • Как первые слова Шарикова его характеризуют?
  • Какие эмоции вызывает Шариков и чем он ужасен?
  • Выпишите примеры безграмотности Шарикова. Объясните, как создаётся комизм данной сцены.

Конечно, я слежу, чтобы соблюдались санпиновские нормы. Проектор, которым оснащён мой кабинет, даёт возможность оставлять включенным большее количество ламп, так что освещённость кабинета остаётся прекрасной, и каждый учащийся без труда может и записывать, и смотреть.


Видеофрагменты

  • Используются как иллюстрация к произведению
  • Для сопоставления авторской и режиссёрской интерпретаций
  • Сопоставление фрагментов художественного текста и видеофрагмента
  • Наиболее простые задания типа: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним
  • Можно предварять просмотр эпизода каким-то вопросами по содержанию, а после просмотра вести беседу по данным вопросам.

Экранизация романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" даёт возможность познакомить ребят с оперой П. И. Чайковского, так как это фильм-опера. Целиком его ни к чему смотреть, к тому же он не столь актуален сейчас и даже для нас с вами устарел. Но иметь представление об опере, я думаю, ребята должны.

На уроках я знакомлю школьников с важными фрагментами: "Ленский перед дуэлью. Ария Ленского", "Объяснение Онегина и Татьяны в 8 главе", "Разговор Татьяны с няней". На уроках мы детально изучаем данные фрагменты по тексту, пишем анализ эпизодов, а затем сравниваем фрагменты кинофильма с текстом романа. Можно задать такие вопросы:

  • Как музыка передаёт настроение Ленского перед дуэлью? Какова тональность?
  • Соответствует ли эта тональность строкам Пушкина?
  • Как авторы фильма передают романтизм Ленского, с помощью каких средств?
  • Почему меняется тональность арии, в связи с чем?

Перед тем как продемонстрировать данный видеосюжет Вопрос об авторе "Слова", учитель ставит перед учащимися цель: записать все гипотезы об авторе "Слова". После просмотра задание проверяется устно.


Иногда лекционный материал можно переложить в фильм. Так я сделала с материалом по теме "Романтизм". По ходу просмотра видеоролика ребята должны записать основные моменты лекции. Некоторые важные моменты выделены в фильме. Их ребята также записывают. Потом с помощью фронтального опроса учитель проверяет усвоение материала.


Вопросы перед данным видеофрагментом:

  • Какие черты проявляет в этой сцене Илья Муромец?
  • Как в данном эпизоде показан князь Владимир Красно Солнышко?
  • Какие черты демонстрируют Алёша Попович и Добрыня Никитич?

В 7 классе на уроках по изучению былин я предлагаю посмотреть фрагмент из фильма "Садко"и сравнить его с текстом былины. Вот вопросы:

  • Чем отличается содержание фрагмента фильма от текста былины?
  • Где более благородным предстаёт перед нами Садко: в былине или в фильме?

Оставить комментарий

Комментарии: 0