Сочинение-описание по картине Нестерова "Видение отроку Варфоломею"

Обучающее сочинение-описание по картине Нестерова "Видение отроку Варфоломею" проводится в 8 классе на двух уроках после изучения темы "Житие Преподобного Сергия Радонежского". Это материалы для учителя. Если Вы хотите найти готовое сочинение, то Вы его здесь не найдёте!


Download
Презентация к уроку
Нестеров Видение отроку Варфоломею.ppt.p
Microsoft Power Point Presentation 1.5 MB
Download
Конспект урока
Конспект для публикации.doc
Microsoft Word Document 8.5 MB

Слово учителя: Мы с вами познакомились с житием Сергия Радонежского, знаем основные события его святой жизни, понимаем, почему он был причислен к лику святых. Сегодня мы познакомимся с картинами художника Нестерова, на которых он изобразил жизнь Преподобного Сергия. Нестеров учился в московском училище ваяния и зодчества, потом в Академии художеств. Он увлёкся религиозным направлением в живописи. Все его картины изображали святых, Иисуса Христа, людей религиозных, религиозные обряды. Вместе с Васнецовым он расписывал Владимирский собор в Киеве, создавал фрески и иконы. В Москве он расписал Покровский храм в Марфо-Мариинской обители.

 Нестеров глубоко понимал образ «умиротворённого человека». Глядя на его творения, мы поражаемся, с какой верностью самому себе художник воссоздавал свой мир, который не назовёшь иначе, как мир души. Ему была интересна духовная жизнь человека, такие его черты как смирение, умиротворение, погружение в себя.

   Нестеров создал целый цикл картин, изображающих жизнь Преподобного Сергия Радонежского.

Демонстрационный слайд

Первичное восприятие полотна, которое предстоит описывать.

Сегодня мы с вами напишем сочинение-описание по одной из этих картин «Видение отроку Варфоломею».

Беседа по картине

  • Какое же событие из жизни отрока Варфоломея, будущего Преподобного Сергия, изображено на этом полотне?

Данный слайд нацелен на предупреждение речевых ошибок. Ребята вспоминают приобретённые ранее навыки работы с сочинением по картине.

Но прежде всего мы должны с вами вспомнить, как надо работать над сочинением-описанием по картине.

ПК (ответы на вопросы)

  • Шедевр, произведение искусства, полотно
  • Мастер, Нестеров, автор полотна, живописец
  • Изобразил, создал

На данном этапе урока ребята вспоминают сведения об отличии рисунка от картины. Это необходимо для разграничения понятий и предупреждения лексических ошибок. Ребята не должны использовать в сочинении по картине слова «рисунок», «нарисовал».

Этот слайд нацелен на  повторение знаний по технологии написания сочинения. Также по ходу демонстрации слайда ребята начинают коллективно составлять план.

Знакомя с этим отзывом Паустовского о полотне, учитель демонстрирует идею работы. Именно эту мысль и надо проводить в сочинении всеми средствами: и композиционными, и языковыми. Эти слова можно использовать как тезис сочинения. Учитель просит ребят написать вступление.

Пример вступления

М. В. Нестеров – прекрасный русский художник конца 19 начала 20 века, которого интересовали религиозные сюжеты. На своих полотнах он изображал странников, божьих людей, святых. Художник создавал иконы и фрески, расписывал храмы в Киеве, Москве. В своём творчестве он создал образ умиротворённого человека. Глядя на его творения, мы поражаемся, с какой верностью самому себе художник воссоздавал свой мир, который не назовёшь иначе, как мир души. Ему была интересна духовная жизнь человека, такие его черты, как смирение, умиротворение, погружение в себя. Живописца привлекали люди неординарные, святые страстотерпцы, поэтому он создал целый цикл полотен, изображающих жизнь Преподобного Сергия Радонежского. Одна из этих картин называется «Видение отроку Варфоломею». На ней мы видим тот эпизод из жизни святого, когда он встретил в поле святого старца, который выслушал горе мальчика о том, что ему трудно читать, и ответил отроку, что дастся ему разумение святого писания не от людей, а от Бога. Эта встреча была знаменательна для Варфоломея, потому что она предсказала, что он избранник Божий.

Ребята не только составляют план, но и предупреждают логические ошибки, придумывая переходы-«мостики» от части к части.

ПК

  • Паустовский назвал этот шедевр … (дальше цитата)
  • С Варфоломея
  • Смиренный
  • В глазах, в молитвенно сложенных руках

Данный слайд останавливает внимание учащихся на композиционном центре полотна – фигуре мальчика. Подбираем материалы к описанию отрока.

ПК

  • С позы, с рук
  • Молитвенно сложенные руки, вопрошающие голубые глаза
  • Овсяная голова, белая косоворотка, пёстрые шаровары, расписные онучи

Данный слайд тренирует умения учащихся излагать мысли в логической последовательности.

Теперь описываем фигуру старца

ПК

  • Нет
  • Нимб
  • Это символ святости
  • Ковчежец
  • В рясу с капюшоном
  • Святой старец-черноризец

Переносим внимание на задний план полотна

  • Что мы видим на заднем плане полотна?
  • Убегающую вдаль дорогу, которая ведёт к храму, сжатые поля, тонкие берёзки и осинки, покрытые лесом склоны холмов.

Рассматриваем его в деталях.

ПК

  • Нехитрый русский пейзаж
  • Своей чистотой, тишиной, неяркостью. Такая природа будит не ликование и радость, а смиренную созерцательность, погружение в себя.

В заключение надо сделать какой-то высокий аккорд, ведь картина действительно проникнута духом святости и тишины осенней Руси.

  • О чём мы напишем в заключении?
  • О своём отношении к этой картине, о тех чувствах и мыслях, которые она будит, о значении этого шедевра в культуре России.

Пример заключения

Этот нестеровский шедевр ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце. Он будит в нас раздумья о чистоте и голубиной святости Руси, надежду на то, что русский дух  не выведется вовеки, что никакая сила не пересилит нашу силу. Это картина – хрустальный светильник, зажжённый художником во славу своей страны. Не перестанут наши дороги вести к храму, не перестанет над Россией звенеть малиновый звон, не перестанут русские художники и поэты прославлять красоту национального характера.

Демонстрируется образец описания Варфоломея. Это возможно делать в классах со слабой мотивацией. В более сильных классах данный слайд можно скрыть и предложить задание для самостоятельной работы.

ПК

Мостик-переход: Благочестивый, не по-детски смиренный взгляд устремлён на старца-черноризца.

На этом слайде также показан образец описания старца.

ПК

Мостик-переход от старца к пейзажу: Чёрная ряса монаха ярко выделяется на фоне золотистых сжатых полей и пастельных тонов всего пейзажа.

Пейзаж ребята описываю самостоятельно.

ПК

Пейзаж представляет перед нами Россию во всей простой, незатейливой красоте. Убегающая вдаль дорога ведёт к старинному деревянному храму, пропитанному легендами и сказками. Малиновый звон колоколов разносится по всей округе: и над белыми тонкими берёзками, и над дрожащими осинками, и над синеглазыми реками. В чистом, как ключевая вода, воздухе, виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка. Это зрелище открывает в нас самих такие глубины любви к своей родимой земле, что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать невольные слёзы.

Итак, мы закончили собирать материалы к сочинению. Теперь можно собрать «мозаику» воедино. Переходим к следующему слайду.

Download
Раздаточный материал к уроку работы над ошибками
После сочинения обязательно работаем над ошибками сообща, так как, если над орфографическими и пункуационными ошибками ребята худо-бедно ещё могут работать, то речевые, логические и грамматические ошибки они не понимают. Поэтому я или делаю презентацию, или раздаю каждому вот такой лист с ошибками, и мы вместе над ними работаем.
Видение отроку Варфоломею ошибки.doc
Microsoft Word Document 112.5 KB

Ошибки в сочинении «Видение отроку Варфоломею»

Логические (отсутствие связи)

  • Нестеров был товарищем Саввы Мамонтова, поэтому часто гостил в Абрамцеве. Подмосковная природа, близость к святым местам Радонежа и вдохновили его на создание (какого?) полотна.
  • Художник посвящал свои полотна людям святым, людям, нуждающимся в помощи. Одним из них был Преподобный Сергий Радонежский. (Получается, Сергий нуждался в помощи?)
  • Над головой черноризца светится нимб, значит, отрок разговаривает со Святым.

Надо изменить фрагмент так, чтобы появилась связь.

Речевые

  1. Неоправданные повторы слов
  • Перед ним, под большим деревом, предстал странный старец в чёрной длинной ризе. В руках у старца просфора.
  • Крупным планом изображён деревенский мальчик и старец, одетый в ризу. Мальчик молитвенно сложил руки… 
  • Старец человек святой. В руках старец держит ковчежец.

Использовать местоимённую замену, синонимы.

  1. Лексические ошибки (штампы)
  • Нестеров – великий русский художник;
  • красивый осенний пейзаж;
  1. Лексическая ошибка (незнание значения слова)    простотерпец (старстотерпец)
  2. Лексическая несочетаемость
  • разбегается малиновый звон, издававшийся от куполов,
  • колокола создают малиновый звон;
  • тихая осенняя палитра перекликается с персонажами;
  • косоворотку, переплетённую кушаком;
  • благочестный взгляд;
  • его фигура выражается на фоне сжатых полей;
  • рисовал портреты;
  • Он является частью растения (т.е. дуба)
  1. Неверно подобранное слово из ряда синонимов  
  • Картина вызывает сильные чувства: умиротворение, спокойствие, умиление.
  • Красочные картины

Грамматические

  1. 6.       Текст не разделён на предложения. Один предмет – одно предложение!
  • У него овсяная голова, одет он в белую косоворотку, подпоясанную кушаком…
  • Молитвенно сложенные руки на груди, вопрошающие глаза, смотрящие прямо перед собой.
  • Овсяная голова, символизирующая Россию.
  • Белая косоворотка, подпоясанная кушаком.
  • Пёстрые шаровары, заправленные в онучи.
  • У него русые волосы, он одет в белоснежную косоворотку, которая затянута кушаком, пёстрые шаровары надеты на нём, на ногах у него расписные онучи…

 Поделить на предложения точками, в каждое предложение добавить сказуемое или заменить причастие глаголом или кратким причастием.

  1. 7.       Нет согласования

… в пёстрых шароварах, заправленные в расписные онучи

Написал много картин, который посвятил духовным лицам;

ковчежец, из который достаёт просфору…;

в чистой, как ключевая вода, воздухе…;

косоворотка, подвязанный кушаком;

взглядом, устремлённом на старца;

на святого старца, помогшему мальчику;

Чёрное одеяние, сливающиеся с деревом

  1. В предложении нет основы   Даже само событие, как предсказание.
  2. От этой картины нельзя остаться равнодушным (Картина не оставит никого равнодушным)
  3. Нет сказуемого  Его руки молитвенно сложенные  (Его руки молитвенно сложены)
  4. Пропуски слова  
  • Это зрелище открывает в нас такие глубокие____ любви к своей родной земле…;
  • Над головой у него ____ золотой нимб.
  1. Синтаксические ошибки при построении предложения с деепричастным оборотом.
  • Глядя на это полотно, на душе становится тихо и спокойно. Заменить СПП
  • Глядя на это произведение искусства, в душе воцарилась гармония. Заменить СПП
  1. Нарушение управления  Его лицо не видно
  2. Нестеров, писав эту картину…

Орфографические

  • Ведение отроку Варфоломею, овсянная голова
  • Его пёстрые шаровары заправленны в расписные онучи.
  • Убегающая в  даль дорога
  • Не   хитрый русский пейзаж
  • Исскуство
  •  О житие Преподобного Сергия
  • Варфаламей
  • Буд-то
  • Будующем
  • Так___же мы видим высокий холм
  • И___ так, …

Пунктуационные

  1. Деепричастный оборот    Глядя на такую природу хочется погрузиться в себя
  2. СПП и прямая речь    «Этот нестеровский пейзаж ударяет по сердцу каждого  у кого есть сердце»  - говорил К. Г. Паустовский
  3. ССП  

За всю свою жизнь он написал очень много картин  и одна из них в честь Сергия Радонежского

Его руки молитвенно сложены   и глаза смотрят на старца.

Он одет в белую косоворотку, расшитые шаровары   и на ногах у него красные онучи.

  1. Причастный оборот   Видны тонкие берёзки___ стоящие вдоль речек.

Write a comment

Comments: 3
  • #1

    Царь (Monday, 09 September 2013 11:30)

    Спасибо за помощь. Сочинения-описания даются мне пока с трудом: скорее всего, волнуюсь и не могу сосредоточиться. Слова куда-то исчезают, делаю простые орфографич. ошибки в словах(хотя знаю их написание). Картины хочется смотреть, когда о них ещё и рассказывали что-нибудь. Самим пока трудно: мешает сленг, на уроках обычно стоит гвалт, о религии ничего не знаем и пр. Ещё раз спасибо.

  • #2

    Макс (Wednesday, 22 October 2014 15:01)

    Спасибо,очень помогли,прочитал статью,исправил свои ошибки.

  • #3

    Светлана (Monday, 04 May 2015 19:21)

    Уважаемая,Инесса Николаевна,благодарю Вас.