Обучающее сочинение-описание по картине Нестерова "Видение отроку Варфоломею" проводится в 8 классе на двух уроках после изучения темы "Житие Преподобного Сергия Радонежского". Это материалы
для учителя. Если Вы хотите найти готовое сочинение, то Вы его здесь не найдёте!
Слово учителя: Мы с вами познакомились с житием Сергия Радонежского, знаем основные события его святой жизни, понимаем, почему он был причислен к лику святых. Сегодня мы познакомимся с картинами художника Нестерова, на которых он изобразил жизнь Преподобного Сергия. Нестеров учился в московском училище ваяния и зодчества, потом в Академии художеств. Он увлёкся религиозным направлением в живописи. Все его картины изображали святых, Иисуса Христа, людей религиозных, религиозные обряды. Вместе с Васнецовым он расписывал Владимирский собор в Киеве, создавал фрески и иконы. В Москве он расписал Покровский храм в Марфо-Мариинской обители.
Нестеров глубоко понимал образ «умиротворённого человека». Глядя на его творения, мы поражаемся, с какой верностью самому себе художник воссоздавал свой мир, который не назовёшь иначе, как мир души. Ему была интересна духовная жизнь человека, такие его черты как смирение, умиротворение, погружение в себя.
Нестеров создал целый цикл картин, изображающих жизнь Преподобного Сергия Радонежского.
Демонстрационный слайд
Первичное восприятие полотна, которое предстоит описывать.
Сегодня мы с вами напишем сочинение-описание по одной из этих картин «Видение отроку Варфоломею».
Беседа по картине
Данный слайд нацелен на предупреждение речевых ошибок. Ребята вспоминают приобретённые ранее навыки работы с сочинением по картине.
Но прежде всего мы должны с вами вспомнить, как надо работать над сочинением-описанием по картине.
ПК (ответы на вопросы)
На данном этапе урока ребята вспоминают сведения об отличии рисунка от картины. Это необходимо для разграничения понятий и предупреждения лексических ошибок. Ребята не должны использовать в сочинении по картине слова «рисунок», «нарисовал».
Этот слайд нацелен на повторение знаний по технологии написания сочинения. Также по ходу демонстрации слайда ребята начинают коллективно составлять план.
Знакомя с этим отзывом Паустовского о полотне, учитель демонстрирует идею работы. Именно эту мысль и надо проводить в сочинении всеми средствами: и композиционными, и языковыми. Эти слова можно использовать как тезис сочинения. Учитель просит ребят написать вступление.
Пример вступления
М. В. Нестеров – прекрасный русский художник конца 19 начала 20 века, которого интересовали религиозные сюжеты. На своих полотнах он изображал странников, божьих людей, святых. Художник создавал иконы и фрески, расписывал храмы в Киеве, Москве. В своём творчестве он создал образ умиротворённого человека. Глядя на его творения, мы поражаемся, с какой верностью самому себе художник воссоздавал свой мир, который не назовёшь иначе, как мир души. Ему была интересна духовная жизнь человека, такие его черты, как смирение, умиротворение, погружение в себя. Живописца привлекали люди неординарные, святые страстотерпцы, поэтому он создал целый цикл полотен, изображающих жизнь Преподобного Сергия Радонежского. Одна из этих картин называется «Видение отроку Варфоломею». На ней мы видим тот эпизод из жизни святого, когда он встретил в поле святого старца, который выслушал горе мальчика о том, что ему трудно читать, и ответил отроку, что дастся ему разумение святого писания не от людей, а от Бога. Эта встреча была знаменательна для Варфоломея, потому что она предсказала, что он избранник Божий.
Ребята не только составляют план, но и предупреждают логические ошибки, придумывая переходы-«мостики» от части к части.
ПК
Данный слайд останавливает внимание учащихся на композиционном центре полотна – фигуре мальчика. Подбираем материалы к описанию отрока.
ПК
Данный слайд тренирует умения учащихся излагать мысли в логической последовательности.
Теперь описываем фигуру старца
ПК
Переносим внимание на задний план полотна
Рассматриваем его в деталях.
ПК
В заключение надо сделать какой-то высокий аккорд, ведь картина действительно проникнута духом святости и тишины осенней Руси.
Пример заключения
Этот нестеровский шедевр ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце. Он будит в нас раздумья о чистоте и голубиной святости Руси, надежду на то, что русский дух не выведется вовеки, что никакая сила не пересилит нашу силу. Это картина – хрустальный светильник, зажжённый художником во славу своей страны. Не перестанут наши дороги вести к храму, не перестанет над Россией звенеть малиновый звон, не перестанут русские художники и поэты прославлять красоту национального характера.
Демонстрируется образец описания Варфоломея. Это возможно делать в классах со слабой мотивацией. В более сильных классах данный слайд можно скрыть и предложить задание для самостоятельной работы.
ПК
Мостик-переход: Благочестивый, не по-детски смиренный взгляд устремлён на старца-черноризца.
На этом слайде также показан образец описания старца.
ПК
Мостик-переход от старца к пейзажу: Чёрная ряса монаха ярко выделяется на фоне золотистых сжатых полей и пастельных тонов всего пейзажа.
Пейзаж ребята описываю самостоятельно.
ПК
Пейзаж представляет перед нами Россию во всей простой, незатейливой красоте. Убегающая вдаль дорога ведёт к старинному деревянному храму, пропитанному легендами и сказками. Малиновый звон колоколов разносится по всей округе: и над белыми тонкими берёзками, и над дрожащими осинками, и над синеглазыми реками. В чистом, как ключевая вода, воздухе, виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка. Это зрелище открывает в нас самих такие глубины любви к своей родимой земле, что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать невольные слёзы.
Итак, мы закончили собирать материалы к сочинению. Теперь можно собрать «мозаику» воедино. Переходим к следующему слайду.
Ошибки в сочинении «Видение отроку Варфоломею»
Логические (отсутствие связи)
Надо изменить фрагмент так, чтобы появилась связь.
Речевые
Использовать местоимённую замену, синонимы.
Грамматические
Поделить на предложения точками, в каждое предложение добавить сказуемое или заменить причастие глаголом или кратким причастием.
… в пёстрых шароварах, заправленные в расписные онучи
Написал много картин, который посвятил духовным лицам;
ковчежец, из который достаёт просфору…;
в чистой, как ключевая вода, воздухе…;
косоворотка, подвязанный кушаком;
взглядом, устремлённом на старца;
на святого старца, помогшему мальчику;
Чёрное одеяние, сливающиеся с деревом
Орфографические
Пунктуационные
За всю свою жизнь он написал очень много картин и одна из них в честь Сергия Радонежского
Его руки молитвенно сложены и глаза смотрят на старца.
Он одет в белую косоворотку, расшитые шаровары и на ногах у него красные онучи.
Write a comment
Царь (Monday, 09 September 2013 11:30)
Спасибо за помощь. Сочинения-описания даются мне пока с трудом: скорее всего, волнуюсь и не могу сосредоточиться. Слова куда-то исчезают, делаю простые орфографич. ошибки в словах(хотя знаю их написание). Картины хочется смотреть, когда о них ещё и рассказывали что-нибудь. Самим пока трудно: мешает сленг, на уроках обычно стоит гвалт, о религии ничего не знаем и пр. Ещё раз спасибо.
Макс (Wednesday, 22 October 2014 15:01)
Спасибо,очень помогли,прочитал статью,исправил свои ошибки.
Светлана (Monday, 04 May 2015 19:21)
Уважаемая,Инесса Николаевна,благодарю Вас.