Карабиха

Всем любителям поэзии и творчества Н. А. Некрасова известно, что Карабиха - имение этого поэта, где он жил какое-то время. Несколько лет назад мы там побывали, а вот недавно решили на основе снятых там видео- и фотоматериалов сделать с ребятами 10 класса виртуальную экскурсию. Текста для создания сценария в Интернете мы нашли немного, поэтому дополняли его сами. Это было очень интересно, так как даже на официальном сайте музея Карабиха нет описания комнат, а мы как раз хотели сделать экскурсию по дому. Вот результат наших розысков. Здесь собран весь имеющийся в Сети материал + наши находки, с чем мы вас и хотим познакомить. Все фото- и видеоматериалы наши.


День был летний, но пасмурный, иногда моросил дождь, но это не помешало нам осмотреть большой дом и один из флигелей.

 Карабиха относится к усадьбам дворцового типа, здесь есть главный дом с двумя флигелями и хозяйственными постройками, 2 парка – регулярный и пейзажный, пруды с каскадом.

 Центром имения является двухэтажный Большой дом, стоящий на высоком холме над речкой Которослью, которая берет в этих местах свое начало. Дом имеет два фасада, один из которых, парадный, встречает гостей усадьбы, а другой, парковый, выходит на тенистые аллеи. Ранее особняк соединялся крытой двухъярусной галереей с двумя расположенными по сторонам каменными флигелями, которая не сохранилась.

Центральное место в Нижнем парке занимает большая поляна, подходящая к главному дому и флигелям. При Некрасовых на поляне рос большой кедр. Здесь же Николай Алексеевич первые прочитал поэму «Русские женщины», и вероятно другие свои произведения. Это большое событие послужило основой Некрасовских праздников поэзии.

Сама экспозиция начинается со второго этажа. Комнаты Большого дома, как впрочем, и Восточного флигеля, смежные.

Прекрасные интерьеры, особенно для любителей старины. Конечно, мало что сохранилось от прежней обстановки. Мебель и прочие вещи сотрудники музея кропотливо собирали по бывшим разоренным усадьбам. И пусть большинством из этих предметов владели не сами Некрасовы, в них все же присутствует дух времени. Даже обои делали по специальному заказу по образцам позапрошлого века. Некоторые вещи подарили родные семьи поэта.

На втором этаже мы попадаем в прихожую, которая ведёт в смежные комнаты. Здесь мы можем увидеть вешалку с вещами Некрасова, которые тщательно сохраняются.

Первая комната на втором этаже - рабочий кабинет - украшена портретом самого хозяина кисти Крамского, а также его фотопортретами, которые дают очень точное представление, как выглядел Н. А. Некрасов в разные периоды своей жизни. В углу расположился маленький чайный столик. Над ним портреты Достоевского, Пушкина, Панаевой, Толстого, Белинского. На стенах также мы видим фотографии кумиров, друзей и учителей поэта: Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского, Гончарова, Чернышевского.

В этом кабинете за столом чёрного дерева Некрасов написал поэму "Мороз Красный нос", главы поэмы "Кому на Руси жить хорошо" "Счастливые" и "Помещик", стихотворение "Калистрат". На столе мы видим бюст Толстого, фотопортреты близких людей поэта.

Поражает камин из чёрного мрамора. Он до сих пор в рабочем состоянии. Представляется, как дождливым вечером у этого камина отогревался Некрасов после возвращения с охоты, перелистывал в памяти убогие картины ярославских деревень, разговоры с крестьянами о трудном пореформенном житье-бытье.

В книжном шкафу часть огромной библиотеки Некрасова, которая в своё время была здесь. У печи пристроилось кресло-качалка.

За чайным столиком Некрасов мог пить чай в небольших перерывах между работой. Также здесь лежит газета "Углеческая мысль". Возможно, и её в часы досуга просматривал издатель "Современника". На стене портреты сотрудников "Современника" разных лет, в том числе и Пушкина.

Примыкает к рабочему кабинету Комната жены. В ней мы видим зеркало, трюмо, шкаф, голландскую печь. В витрине ноты. На стене портреты женщин, гостивших в разные годы в Карабихе: Селина Александровна Лефрен-Потчер, актриса французской труппы Михайловского театра, с которой Некрасов сблизился в 1863 и которая гостила в Карабихе в 1864 году. Портрет Анны Алексеевны Буткевич (сестры поэта) с мужем.

Это КОМНАТА ОХОТНИКА Любимым делом, помимо написания стихов, для Николая Алексеевича была охота. Он мог уйти на три дня из дома. Охотиться он любил без лошадей, так как в детстве, когда учился на них ездить, много раз падал. Интересный факт. Некрасов любил охотиться не только со знаменитыми людьми, но и с простыми крестьянами, более того, за каждого убитого зверя писатель им давал охотничий трофей. Здесь карикатура на Некрасова охотника, чучела птиц, ягдташ, охотничий рог.

Сестра поэта Анна вспоминает один случай из детства, который произошел на охоте. Случилось будущему поэту подстрелить утку. Дело было зимой, собака не захотела лезть в холодную воду. Но молодой охотник сом поплыл и достал утку. "Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило",- писала сестра.

 В следующей комнате совсем другие обои: они светлые, нежные. Сразу видно, что это комната женщины. Это КОМНАТА ЗИНАИДЫ НИКОЛАЕВНЫ Зинаида Николаевна ( первоначальное имя Фёкла ) до сих пор остаётся загадочной фигурой, её биография не изучена до конца. Никто не знает, откуда она появилась, но для Николая она была одним из самых важных людей в его жизни.

Некрасов познакомился с Фёклой Анисимовной Викторовой, простой и необразованной, когда ей было 23 года, ему же 48 лет. Писатель водил её в театры, на концерты и выставки, чтобы восполнить пробелы в воспитании. Николай Алексеевич придумал ей имя Зина. Так Фёкла Анисимовна стала называться Зинаидой Николаевной. Она учила наизусть стихи Некрасова и восхищалась им. Вскоре они обвенчались. У неё на руках и умрет Некрасов. На стене комнаты мы видим портрет Жорж Санд, видимо, любимой писательницы Зинаиды. У окна неизменная швейная машинка фирмы "Зингер".

Личная жизнь Николая Алексеевича Некрасова складывалась не всегда удачно. В 1842 году, на поэтическом вечере, он повстречал Авдотью Панаеву жену писателя Ивана Панаева. В Авдотью был влюблён и Фёдор Достоевский, однако взаимности добиться ему не удалось. Поначалу Панаева отвергла и двадцатишестилетнего Некрасова, который чуть не покончил с собой.

Во время одной из поездок Панаевых и Некрасова в Казанскую губернию Авдотья и Николай Алексеевич всё же признались друг другу в своих чувствах. По возвращении они стали жить гражданским браком в квартире Панаевых. В 1849 году у Авдотьи Яковлевны от Некрасова родился мальчик, однако он прожил недолго. В это время заболел и Николай Алексеевич. Предполагают, что именно со смертью ребёнка связаны сильные приступы гнева и перемены настроения, которые вскоре привели к разрыву в их с Авдотьей отношениях. В 1860-х годах умер Иван Панаев, а вскоре от Некрасова ушла Авдотья Панаева

В мае 1864 года Некрасов отправился в заграничную поездку, которая продолжалась около трёх месяцев. Жил он преимущественно в Париже вместе со своими спутницами родной сестрой Анной Алексеевной и француженкой Селиной Лефрен (фр. Lefresne), с которой он познакомился ещё в Петербурге в 1863 году. Селина была актрисой французской труппы, выступавшей в Михайловском театре. Она отличалась живым нравом и лёгким характером. Лето 1866 года Селина провела в Карабихе. Весной 1867 года отправилась за границу вместе с Некрасовым и его сестрой Анной. Однако на этот раз она в Россию не вернулась. Некрасов ещё долго не забывал Селину и помогал ей. А в своём предсмертном завещании назначил ей десять с половиной тысяч рублей.

Это гостиная. До реконструкции здания, именно сюда на роскошных каретах въезжали гости через парадный вход. Получалось так, будто балкон являлся входом в здание. Интересный факт. Гостиная комната была разделена на две части, левая - на мужскую, а правая - на женскую. В каждой части зала находятся предметы, по которым можно догадаться, что делали люди того времени.

Мы входим в восточный флигель, в котором любил жить Некрасов.

В зале с кафельной печкой и портретом Екатерины II накрыт обеденный стол с вазой, наполненной фруктами, большой супницей, соусником, аппетитными раками и обязательным графинчиком и бокалами. Очень нравится сервант с посудой, разглядываем расписные тарелочки, на одной из которых изображены три храма, и гадаем, где это может быть? В столовой Некрасов позволял своим собакам есть даже со стола. Николай Александрович подвязывал им платок и кормил с ложки. Интересный факт. На столе тайно изображены инициалы Николая Алексеевича Некрасова. Они находятся на тарелке, двух бокалах и ложке.

Это ЛИЧНАЯ КОМНАТА НЕКРАСОВА В этой комнате Николай Алексеевич поводил свободное время. Он любил сидеть в своём уютном кресле и курить табак. Можно заметить странную форму дивана. Это было сделано для того, что бы оба собеседника могли видеть лица друг друга. Любимое кресло Некрасова

Некрасов предпочитал работать здесь в большой зале с мраморным камином. Здесь все так же стоит турецкий полосатый диван, одна из немногих вещей, действительно принадлежавших поэту.

Эта комната очень светлая, так как угловая и освещается из окон с двух сторон.

Изящные занавески закрывают большие окна, в простенках между ними зеркала в старинных рамах, визуально расширяющие комнату, у камина дремлют чучела птиц, по противоположной стене расположился милый гарнитур из столика на витых ножках, диванчика и двух кресел, уют придает раскидистый букет полевых цветов. Кажется, что хозяева лишь ненадолго покинули залу. Комната нам очень нравится, становится понятным, почему Некрасов так любил работать здесь.

Симпатичная комнатка-пенал, оклеенная малахитовыми обоями в полоску, которая принадлежала племяннику поэта Константину Федоровичу Некрасову, здесь стоит обратить внимание на большой секретер с письменными принадлежностями и интересный шкаф с книгами, можно посмотреть черно-белые фотографии и выглянуть в окно на раскинувшийся перед домом парк. Над секретером портреты Мольера, Шекспира, Шиллера и почему-то художника Брюллова.

Привлекает внимание еще одна небольшая зала с добротным трюмо, лампой и флаконом духов, не здесь ли жила подруга поэта Зиночка?

На склоне за Большим усадебным домом был разбит парк в живописном «английском» стиле. Он был выполнен в духе пейзажных парков, руками опытного мастера. Нижний парк в Карабихе имеет свои особенности. В пейзажном парке все деревья посажены следуя определенным законам. Например, отдельно стоящее дерево называется солитер, встречаются здесь и посадки наподобие пышных букетов. В пейзажных композициях используют деревья со свободной, естественной, раскидистой формой кроны – липа, дуб, клен, кедр. Романтичность, единение с природой, чередование открытого и замкнутого пространства – вот основные черты Нижнего пейзажного парка. К достопримечательностям Нижнего парка относятся мостики, каскад прудов, извилистые дорожки, которые пронизывают парк, словно случайно протоптанные тропинки.