Портреты А. С. Пушкина

Это урок развития речи в 9 классе. Задача сочинения - сопоставить два портрета А. С. Пушкина кисти Тропинина и Кипренского. Урок рассчитан на два часа: 1 час - подготовка, 2 час - написание сочинения.

Кипренский "Портрет А. С. Пушкина"
Кипренский "Портрет А. С. Пушкина"
Троипинин "Портрет А. С. Пушкина"
Троипинин "Портрет А. С. Пушкина"

Download
Презентация к уроку "Портреты А. С. Пушкина"
Портреты Пушкина.ppt.pps
Microsoft Power Point Presentation 1.2 MB
Download
Конспект к уроку
Портрет Пушкина.docx
Microsoft Word Document 25.2 KB

Сопровождение к презентации

1 слайд Сообщается и записывается тема урока

Сочинение-описание по портретам
А. С. Пушкина

Урок развития речи в 9 классе

2 слайд Сообщаются цели урока

Цели урока:

Узнать об истории создания портретов и художниках, их написавших

Собрать материалы к сочинению

Составить план к сочинению

Узнать, как писать сопоставительное сочинение-описание двух портретов

3 слайд Демонстрируются два портрета

Два портрета

4 слайд Сообщается история создания портретов

История создания портретов

Эти портреты были написаны при жизни А. С. Пушкина в 1826 году.

Чем характеризуется это время в жизни Пушкина?

Это было время разочарований и глубокой депрессии, в которую впал поэт после восстания декабристов. Все эти переживания могли отразиться на внешнем облике поэта, а художники, в свою очередь, отразили эти изменения на своих полотнах.

Оба портрета были написаны по просьбам друзей поэта. Первый заказал Соболевский, а второй - Дельвиг.

Когда поэт увидел портрет кисти Кипренского, он сказал: «Себя, как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит»

5 слайд  Демонстрируются портреты Пушкина разных художников. Можно рассказать о том, что изобразительная пушкиниана весьма обширна. Многие художники, как современники поэта, так и наши современники, пытались по-своему изобразить Пушкина в разные годы и в разные моменты жизни. Он интересен для художников своей подвижностью, динамичностью. Его личность необыкновенна. Каждый хочет прикоснуться к гению, хотя бы так.

Портреты А. С. Пушкина

6 слайд Беседа

Найдите общее и различное в этих двух портретах.
Какова цветовая гамма? В какой позе изображён поэт? Куда он смотрит? Что выражает его взгляд? Какова особенность его одеяния? Что является фоном?
 Каким поэта представляет Кипренский, а каким Тропинин?

7 слайд Собирание материалов к сочинению. Работа проводится письменно и устно. Ребята зачитывают свои словосочетания.

Материалы к сочинению.
Запишите эти словосочетания и дополните их своими

Портрет Кипренского

Курчавые волосы

Почти идеальная внешность

Сложенные на груди руки

Ухоженные ногти

Шотландская накидка

Тугой галстук

Скульптура музы на заднем плане

Портрет Тропинина

Правая рука лежит на столе

Заветный перстень на руке

Растрепавшиеся волосы

Белым пятном выделяется на полотне свободный воротник

Устремлённый вдаль взгляд

Свободное одеяние

Тёмный фон не отвлекает от созерцания

8 слайд

Учимся строить предложения.
В каждом предложении обязательно должно быть сказуемое. Составьте предложения на основе данных словосочетаний

Растрёпанные волосы

Волосы растрепались в беспорядке

Скрещенные руки

Тонкие руки с длинными пальцами скрещены на груди

Скульптура музы

На заднем плане художник изобразил музу, чтобы показать принадлежность Пушкина к сонму поэтов, творцов

Белый воротник

Белый воротник выделяется ярким пятном на портрете и привлекает внимание зрителя к лицу поэта

Шёлковая блуза

Шёлковая блуза не сковывает движений поэта, что показывает вольность его натуры

Тёмный фон

На тёмном фоне ярко выделяется лицо поэта. (Или) Тёмный фон не отвлекает внимания зрителя от лица поэта

9 слайд

Составим план сочинения.
План должен быть сложным (с подпунктами) и подробным. План необходим для того, чтобы работа была логичной.

I Вступление (об истории создания, о времени, когда были созданы портреты)

II Основная часть (описание)

  1. Сходства:

      а) положение;

      б) цветовая гамма;

      в) взгляд

2. Различия:

      а) одеяние;

      б) фон;

      в) образ;

      г) детали

III Заключение

I История создания портретов. 1826 год - трудное время в жизни поэта.

II Сравнительно описание полотен.

  1. Черты сходства:

     а) тёмная цветовая гамма, тёплые тона;

     б) поворот головы влево;

     в) взгляд, провидящий будущее;

2. Различия:

     а) Портрет Кипренского - парадный, портрет Тропинина выполнен в реалистической манере

     б) муза - у К. и тёмный фон - у Т.

     в) детали костюма

     г) тонкие пальцы с длинными ногтями, заветный перстень на пальце

III Замечательные полотна

10 слайд

Речевые обороты, использующиеся в сравнительных характеристиках.
Сравнивать необходимо параллельно

Если Кипренский..., то Тропинин...

Кипренский ..., в то время как Тропинин...

... А Тропинин...

Иначе изображает поэта Тропинин.

И на одном, и на другом полотне..., но...

Ребята могут записать эти конструкции себе в тетрадь

11 слайд

Синонимы, помогающие избежать повторов

Какими синонимами можно заменить слово художник?

Мастер, живописец, творец

Какими синонимами можно заменит слово портрет?

Полотно, шедевр, произведение искусства, картина

Какими синонимами можно заменить слово изобразил?

Написал, создал, выразил

12 слайд В ходе написания сочинения демонстрируется данный слайд, на котором находятся оба портрета

Кипренский          Тропинин


Write a comment

Comments: 0