Бал

Проектная работа Николаевой Екатерины является частью группового проекта "Быт Пушкинской поры" и рассказывает о видах балов, танцах. Достоинство работы - тест в конце презентации и видео-материалы, её дополняющие.

Бал  — собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев.

Балы со времён Петра I занимали большое место в жизни дворян.


Различают виды балов: благотворительные, семейные, детские, придворные и балы по подписке.


Балы-ассамблеи, введенные в России Петром-1, представляли собой собрания - балы в домах российской знати. Их стали проводить в Петербурге и в Москве Еще в 1717 г. ассамблеи служили не только средством увеселения - "для забавы", но и также местом "для рассуждения и разговоров дружеских". Высшие офицеры и князья, купцы, дворяне, чиновные особы и корабельные мастера могли здесь свободно предаваться танцам, общению с дамами, принятию горячительных напитков и другим вещам, "приятным душе и телу полезным".

Неофициальный характер Москвы налагал отпечаток и на балы. Они часто носили семейный характер. В Москву было принято ездить за невестами. Вспомним пушкинское  «…в Москву, на ярмарку невест». В стихотворении «Всеволожскому» поэт с улыбкой называет город «премилой старушкой»:

                                    В почтовой кичке, в шушуне,

                                    Москва – премилая старушка.

                                    Разнообразной и живой

                                    Она пленяет пестротой,

                                    Старинной роскошью, пирами,

                                    Невестами, колоколами,

                                    Забавой, легкой суетой,

                                    Невинной прозой и стихами.

Благотворительный бал описан в рассказе А. П. Чехова «Анна на шее». На благотворительных балах устраивались лотереи, на которые богатые дворяне жертвовали вещи. Эти предметы разыгрывались, как на аукционе, а выручка передавалась на нужды благотворительной акции: на войну, сиротам, в приюты, ночлежные дома .

Бал по подписке показан в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «…она небрежно опустила руку на мое плечо, наклонила слегка голову набок, и мы пустились. Я не знаю талии более  сладострастной и гибкой! Ее свежее дыхание касалось моего лица; иногда локон, отделившийся в вихре вальса от  своих товарищей, скользил по горящей щеке моей. Она вальсирует удивительно хорошо…».

Бал по подписке показан в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «…она небрежно опустила руку на мое плечо, наклонила слегка голову набок, и мы пустились. Я не знаю талии более  сладострастной и гибкой! Ее свежее дыхание касалось моего лица; иногда локон, отделившийся в вихре вальса от  своих товарищей, скользил по горящей щеке моей. Она вальсирует удивительно хорошо…».


Детский бал описан в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: “То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой… Они были вторая пара, вышедшие в тур. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки её в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от неё делали своё дело, а лицо её сияло восторгом счастья…»

 Такие балы были очень весёлыми. Здесь девушек впервые выводила в свет. Они характеризовались непринуждённостью общения и весельем.

Бал в эпоху Онегина начинался польским (полонезом), который в торжественной функции первого танца сменил менуэт.

Это был самый строгий и самый официальный танец со множеством поклонов и реверансов. Родился он в Польше в XVII веке, а на Руси его называли «ходячий разговор». Это потому, что во время танца было принято беседовать. Главная тема полонеза -  восхищение прекрасной дамой.

Download
Полонез Шопена
Шопен Полонез.mp3
MP3 Audio File 4.8 MB

После полонеза следовал вальс. В основе вальс был народным танцем и нравился поклонникам Руссо за «близость к натуре». Это был простенький танец на два такта, а не на три, как сейчас. Вошел он в моду в конце XVIII - начале XIX века и сразу стал очень популярным.

Строгие нравы не одобряли вальс. В «Критическом и систематическом словаре для придворного этикета» госпожа Жанлис, известная в свое время писательница и моралистка, возмущалась: «Молодая особа, легко одетая, бросается в руки молодого человека, который прижимает ее к своей груди, который ее увлекает с такой стремительностью, что сердце ее невольно начинает стучать, а голова идет кругом! Вот что такое вальс! Современная молодежь настолько естественна, что ставя ни во что утонченность, она с прославляемыми простотой и страстностью танцует вальсы».

Нельзя не вспомнить и дошедшие до нас  два вальса А. С. Грибоедова и его бессмертную комедию «Горе от ума», где действие разворачивается на балу. Вспоминая игру Александра Сергеевича, современники говорили, что у него «звуки сыпались, как ровный мелкий жемчуг по клавишам». Нина Чавчавадзе, жена и друг Грибоедова, любила играть нежную мелодию вальса.

Download
Вальс Грибоедова
Вальс Грибоедова (2).mp3
MP3 Audio File 1.7 MB
Download
Штраус Голубой Дунай
Голубой Дунай.wma
Windows Media Music File 8.9 MB

Мазурка составляла центр бала и знаменовала собой его кульминацию. Мазурка танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим «соль» танца.

В пределах мазурки существовало несколько резко выраженных стилей. Отличие между столицей и провинцией выражалось в противопоставлении «изысканного» и «бравурного» исполнения мазурки:

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам

Download
Мазурка Чайковского из балета «Лебединое озеро»
Чайковский Мазурка из Лебединого озера.m
MP3 Audio File 5.3 MB

Галантный Менуэт! Танцующие передвигаются изящными шажками, церемонно кланяются…, жесты медлительны…, па изысканны.…

Download
Менуэт
Менуэт Бокерини.mp3
MP3 Audio File 4.8 MB

Гавот – старинный французский танец, первоначально народный, хороводный. Музыка гавота – светлая, изящная иногда с торжественным оттенком. Известен с ХVI века. В XVII веке стал придворным танцем, грациозным и немного жеманным. Со временем вводится в балет и оперу.

Download
Гавот Прокофьева
Гавот Прокофьев.mp3
MP3 Audio File 865.8 KB

ЭКОСЕЗ — старинный шотландский народный танец, происходящий от контрданса. Отличительная черта — быстрый темп.

В конце XVI века стал придворным танцем в Англии. В конце XVII века появился во Франции, затем под общим названием «англез» распространился во всей Европе. В России при Петре I известен как «английский танец». Название «экосез» получил во Франции.
Очень образно описывает танец К. Блазис: «Танец резвый и любимый важными англичанами. Двое танцующих тихонько подпрыгивают под живой ритм блестящего и хорошо кадансированного мотива. То подаются они вперед, то отступают, берутся за руки и кружатся под музыку, которая становится быстрее и быстрее, ноги танцующих двигаются с такой быстротой, что взор не в состоянии следить за их движением. Движения тела и рук грациозны и вместе с тем небрежно аккомпанируют движению ног. Позы танцующих привлекают к себе внимание живописца».

Котильон — вид кадрили, один из заключающих бал танцев — танцевался на мотив вальса и представлял собой танец-игру, самый непринужденный, разнообразный и шаловливый танец. «...Там делают и крест, и круг, и сажают даму, с торжеством приводя к ней кавалеров, дабы избрала, с кем захочет танцевать, а в других местах и на колена становятся перед нею; но чтобы отблагодарить себя взаимно, садятся и мужчины, дабы избрать себе дам, какая понравится <...> Затем следуют фигуры с шутками, подавание карт, узелков, сделанных из платков, обманывание или отскакивание в танце одного от другого, перепрыгивание через платок высоко...»

Проект, кроме имеющихся на этой странице аудио-файлов, включает три видео-фрагменты и тест в конце презентации.