Дуэль

Дуэ́ль  — строго регламентированный так называемым дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить за нанесенное ему или его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоев, и зачастую ассоциируются с аристократией, хотя на самом деле не привязаны ни к одному из них.

Много раз были попытки развернутого исторического и культурного исследования феномена русской дуэли, материалом для которого служили мемуары, письма, манифесты и указы, а также описания дуэли в русской классической литературе. Мы решили исследовать этот вопрос, рассмотреть, как он освещён в русской литературе, создать страницу электронного учебника «Быт Пушкинской поры» в целях комментария к произведениям русской литературы.

 

Для нас было интересно ответить на такие вопросы:

·         Как протекала дуэль (её этапы)

·         Что было поводом для дуэли?

·         Как могли вести себя дуэлянты?

·         Кто прославился как участник дуэлей?

Дуэли в Россию пришли с Запада во времена Петра I, но практически всегда были запрещены. Тем не менее русская аристократия, не боясь даже казни, участвовала в дуэлях, видя в ней способ защиты чести. Хрестоматийным примером «Четверной дуэли» была дуэль с участием известным в русской истории и литературе людей: А. С. Грибоедова, А. И. Якубовича, Завадовского и Шереметева.

Четверная дуэль  — поединок, в котором после противников стрелялись их секунданты.

Наибольшую известность получила четверная дуэль из-за балерины Авдотьи Истоминой 24 ноября 1817 года на Волковом поле в Санкт-Петербурге. Противники: Завадовский — Шереметев; секунданты: Грибоедов — Якубович.

Два года Истомина была возлюбленной кавалергардского штаб-ротмистра Шереметева. Случилась ссора, и Истомина съехала к своей подруге. 17 ноября начинающий литератор Грибоедов, друживший с Шереметевым, повёз балерину «на чай» к другому своему приятелю, камер-юнкеру графу А. П. Завадовскому, с которым делил квартиру в столице. Балерина задержалась там на два дня.

Потом произошло примирение Шереметева и Истоминой, и та во всём призналась. Подстрекаемый А. И. Якубовичем, Шереметев вызвал Завадовского на дуэль. Якубович и Грибоедов также обещали драться. Условия самые жестокие: стреляться с шести шагов.

Первым стрелял Шереметев. Пуля пролетела так близко, что оторвала воротничок сюртука Завадовского. Разъярившийся Завадовский вызвал противника к барьеру и попал ему в живот. Шереметев несколько раз подпрыгнул на месте, потом упал и стал кататься по снегу. Тогда Каверин и сказал ему: «Что, Вася, репка?» (иронически в смысле: «Что? вкусно ли? хороша ли закуска?»). Якубович, специалист по дуэлям, вытащив пулю, протянул её Грибоедову со словами: «Это — для тебя». Из-за трагического исхода схватки первой пары вторая дуэль была отложена. Спустя сутки Шереметев умер.

Вторая дуэль состоялась лишь осенью 1818 года. Якубович был переведён в Тифлис по службе, там же оказался проездом и Грибоедов, направляясь с дипломатической миссией в Персию. Грибоедов выстрелил первым и промахнулся. Якубович прострелил ему ладонь левой руки. Именно по этому ранению удалось впоследствии опознать обезображенный труп Грибоедова, убитого религиозными фанатиками во время разгрома русского посольства в Тегеране.

Посмотрите фрагмент из кинофильма «Онегин».

Онегин, не имея возможности отказаться от дуэли, так как всё же он не свободен от мнения «светской черни», пытается её избежать таким образом:

Опаздывает на дуэль  (Ю. Лотман выяснил, что Онегин опоздал на 2 часа)

Приводит в качестве секунданта своего слугу

Вопрос: почему он не мог стрелять мимо?

Ответ: стрелять мимо - это оскорбить соперника ещё раз.

Основным видом дуэльного оружия изначально было холодное. Историки вопроса замечают, что первоначально предполагалась готовность дворянина драться на дуэли тем оружием, которое он имеет при себе, поэтому естественным образом дуэльным стало постоянно носимое с собой клинковое холодное оружие

В XVIII веке на дуэлях всё большее распространение получает огнестрельное оружие, главным образом — курковые однозарядные пистолеты. Применение пистолетов снимает главную проблему всех дуэлей с использованием физической силы или холодного оружия — влияние на результат разницы в возрасте и физической подготовки дуэлянтов. Для ещё большего уравнивания шансов дуэлянтов дуэльные пистолеты делают парными, абсолютно идентичными и ничем друг от друга не отличающимися, за исключением цифры 1 или 2 на стволе. Любопытно, что сначала в практику вошли пистолетные дуэли верхом на лошадях, и лишь позже появилась широко известная сейчас пешая форма.

Гораздо реже для дуэлей применялось длинноствольное огнестрельное оружие (дуэль на ружьях, винтовках, карабинах) и многозарядные пистолеты или револьверы.

Посмотрим, что же находилось внутри дуэльного ящика. Пистолет с кремневым замком, шомпол для заряжения, шомпол для чистки, пороховница, молоточек, пороховая мерка, отвёртка.

Пушкин участвовал за свою жизнь в нескольких дуэлях, и во всех он либо стрелял мимо, либо примирялся с противником. Только последняя дуэль Пушкина стала роковой. Это была дуэль не на жизнь, а на смерть, благополучного исходы у неё не могло быть, так как Пушкин считал себя смертельно оскорблённым. Но о ней чуть позже.

Интерес к дуэлям Пушкин проявлял всю свою жизнь. Он был прекрасным фехтовальщиком, стрелком из пистолета. В своих произведениях он часто описывает дуэль: в «Капитанской дочке», в «Выстреле», в !Евгении Онегине».

Повесть «Выстрел» содержала описание собственной дуэли Пушкина в Кишиневе (июнь 1822 г.) с офицером Зубовым. Об этой дуэли рассказывают: «На поединок с Зубовым Пушкин явился с черешнями и завтракал ими, пока тот стрелял. Зубов стрелял первым и не попал». Пушкин ушел не стреляя, но и не примирившись с Зубовым.

Одним из прототипов Сильвио из повести «Выстрел» был И. Липранди, а вторым – сам Пушкин.

Поводом  к дуэли могли быть самые незначительные, анекдотические события. Радищев писал: «Вы твердой имеете дух, и обидою не сочтете, если осел вас улягнет, или свинья смрадным до вас коснется рылом».

 «Бывало хоть чуть-чуть кто-либо кого по нечаянности зацепит шпагой или шляпою, повредит ли на голове один волосочик, погнет ли на плече сукно, так милости просим в поле <...> Хворающий зубами даст ли ответ в полголоса, насморк имеющий скажет ли что-нибудь в нос... ни на что не смотрят!.. Того и гляди, что по эфес шпага!.. Также глух ли кто, близорук ли, но когда, Боже сохрани, он не ответствовал, или недовидел поклона... статошное ли дело! Тотчас шпаги в руки, шляпы на голову, да и пошла трескотня да рубка!»

Теперь поговорим об этапах дуэли.  Дуэль начиналась с вызова. Ему, как правило, предшествовало столкновение, в результате которого какая-либо сторона считала себя оскорбленной и в качестве таковой требовала удовлетворения.

Секунданты. Выбрав себе секунданта, оскорбленный обсуждал с ним тяжесть нанесенной ему обиды, от чего зависел и характер будущей дуэли — от формального обмена выстрелами до гибели одного или обоих участников. После этого секундант направлял противнику письменный вызов.